Настройка пианино в Казани, перечень услуг
Что входит в настройку пианино (подробно)
Для более полной картины будут описаны операции необходимые для восстановления работоспособности пианино, не обслуживавшегося достаточно долго (сложный случай).
Исходные данные:*
Инструмент имеет ресурс
Его можно настроить.
Общий строй на ½ тона (или более) ниже стандарта.
Ноты расстроены не только относительно друг друга, но и общее натяжение струн значительно ниже необходимого.
Колки (вирбели) слабо сидят в своих гнездах
Без дополнительного укрепления строя настроенный инструмент быстро придет в исходное, расстроенное, состояние.
Регулировка механики не производилась никогда или делалась давно.
При игре явно слышен дребезг, деревянные призвуки. Работа некоторых клавиш нарушена (западание, неправильное нажатие и т.п.).
*В зависимости от технического состояния и условий содержания, к такому виду инструмент может придти в течение 3-5 лет, если оно старое, и более 5-ти, если относительно новое.
Для приведения такого пианино в порядок потребуется значительное количество времени и несколько видов работ.
1. Укрепление строя
В процессе изготовления инструмента колки (вирбели) запрессовываются в отверстия значительно меньшего диаметра, чем сами колки. Сила трения, возникающая в результате, способна удержать колок и накрученную на него струну в настроенном состоянии.
Со временем свойства дерева меняются и сила, удерживающая колки, уменьшается.
Укрепление строя подразумевает запрессовку колков (вирбелей) глубже.
Диаметр отверстий в глубине вирбельбанка (деталь в которую запрессованы колки) все еще мал, «осадкой колков» можно использовать этот ресурс и продлить работоспособность пианино еще на какое-то время.
2. Грубая настройка (цвиковка).
Данная работа не является настройкой в прямом смысле. Гармоничных звуков после нее ожидать не приходится.
Ее цель повысить общий строй инструмента. Дать полную нагрузку на корпус и отдельные детали пианино испытывающие давление и деформации.
3. Черновая настройка.
Сразу после цвиковки «чисто» настроить пианино невозможно. Несмотря на то, что общий строй инструмента поднялся, нагрузка на отдельные участки деки и корпуса инструмента изменяются еще очень сильно и пока настраиваются одни струны (скажем в басовом регистре), другие, уже настроенные, ( в дискантовом) расстраиваются.
Кроме того струны вытягиваются привыкая к новым нагрузкам.
4. Собственно настройка пианино.
При окончательной «Чистовой» настройке изменение напряжения уже незначительны, корпус инструмента и дека стабилизировались, а повороты ключа настройщика очень малы, инструмент может быть настроен и стабильно держит строй.
5. Укрепление деталей механики и последующая регулировка
Подавляющее большинство деталей пианино сделано из дерева, которое имеет свойство принимать и отдавать влагу на протяжении всего срока функционирования инструмента. Результатом является в частности и ослабление креплений деталей механики.
Отдельные узлы «болтаются» на шурупах, изменяется угол наклона молоточков, оси молоточков деформируются и изгибаются, механика работает неправильно.
Самым ярким примером последствий игры на инструменте с такой механикой является молоточек фортепиано.
Смещение угла наклона приводит к тому, что удар по струнам он совершает не всей своей плоскостью, а только одной ее третью или даже половиной.
Нагрузка на работающую часть возрастает во много раз, и молоточек разбивается очень быстро.
Деталей и узлов с аналогичной зависимостью от правильного расположения в пианино очень много. В одном месте толчок должен производиться плоскостью, а совершается острым углом детали, в другом, нажим должен быть в середине, а производится с краю.
Несложно представить насколько меньшим окажется ресурс механизма, если не следить за состоянием механизма, вовремя не исправлять возникающие неисправности, и не поддерживать регулировку в рабочем состоянии.
6. Проверка работоспособности узлов механики, выявление скрытых дефектов
Часть явных дефектов можно устранить сразу, только открыв пианино, однако немало неисправностей и неприятных призвуков можно услышать только на настроенном и отрегулированном инструменте.
Примером может быть неприятное или отличное от других звучание отдельной струны или тихий скрип клавиши скрывавшийся за более громким скрипом педального механизма.
7. Ремонт отдельных узлов механизма. Устранение скрипов и посторонних призвуков
Собственно устранение всех оставшихся неисправностей выявленных на предыдущих этапах работы.
8. Чистка пианино
Чистить пианино необходимо обязательно, тем более, что это одна из самых простых и дешевых операций. Под клавишами, за нижней рамой и в задней части инструмента скапливается большое количество пыли. И если последние два места можно почистить самостоятельно, то доступ к пространству под клавишами может организовать только мастер.
На фото слева и справа один инструмент. Хозяева его были абсолютно уверенны, что поддерживают пианино в чистом виде.
Внизу все чисто, однако наличие пыли и грязи под клавишами их повергло в шок.
Надо сказать, что не обязательно все эти работы выполняются именно в таком порядке.
После укрепления строя может быть чистка, а укрепление механики и ее регулировка может быть после черновой настройки (у инструмента будет дополнительное время, чтобы привыкнуть к новой нагрузке).
Главное, это необходимость всех этих работ. Без выполнения даже одной из них, (исключая возможно чистку) гарантировать полноценную работоспособность пианино невозможно.
Здесь были описаны этапы работы с одним из сложных случаев. Состояние инструментов бывает разным соответственно, и некоторые виды работ могут не понадобиться, и стоимость их может быть разной.
Иной раз достаточно даже самого дешевого вида настройки.
Однако на сегодняшний день инструментов именно в таком, плачевном, состоянии примерно половина (из тех, с которыми я сталкиваюсь в работе).
Только что купленные подержанные инструменты, фортепиано в организациях, где ремонт и настройка их имеют далеко не самый высокий приоритет, и просто старые пианино хозяева, которых пытаются продлить жизнь инструмента или исчерпать его ресурс полностью.
Поэтому, покупая подержанное пианино (как правило инструменты продаются через много лет после того как его касалась рука настройщика), или вызывая мастера после длительного перерыва имеет смысл рассчитывать на максимальные траты, в этом случае меньшая стоимость ремонта будет приятным сюрпризом.
Контакты
Фортепианный мастер Сергей
Город. Казань
Тел.
Мобильный +7 917 257 17 03
e-mail — kazanpianomaster@yandex.ru
Сайт kazanpianomaster.ru